Поиск: 
     
   Регистрация   
 

                                   Главная 

Защити себя на дороге.

ДТП – дорожно-транспортное происшествие. От небольших повреждений до тяжелых последствий, как для автомобилей, так и для людей ими управляющих или находящихся в них. Невольными свидетелями подобных событий мы становимся с каждым годом всё чаще. Скажем больше - даже привыкли. Нашли, сами для себя устраивающее нас объяснение, и продолжаем движение.

Автопарк страны, стремительно растёт. Количество автомобилей на единицу площади увеличивается. Организация дорожного движения остаётся на уровне конца 70-х годов. О качестве дорожного полотна говорить не стоит. Какой смысл обсуждать то, чего в большинстве случаев просто нет, а в меньшинстве отдаленно напоминает то, что было когда-то. О правовом нигилизме, со ставшей такой обыденной процедурой, как «покупка прав», рассуждать тоже не приходится. Со стороны свидетелей очередного ДТП, хорошо процитировать классика с двумя бедами в России - дорогами и дураками. Тут всё по российским меркам логично.

Из окон медленно проезжающих это злополучное место машин видны заинтересованные взгляды водителей. Одни полагают, что им такой исход явно не грозит. Это может произойти с кем угодно, но только не с ними. Другая часть думает, что не повезло. Только кому именно не уточняет.

Потом будет группа разбора, многочисленные справки, суд, выплаты по «автогражданке» и прочее, прочее, но всё это будет потом.

А сейчас?

Сейчас уважаемый читатель, мы попытаемся проанализировать произошедшее, и ответить на вопрос: Возможно ли, избегать аварий, или уповать на волю случая?

Анализ будет выглядеть обобщенно, только по тому, что основную массу ДТП описывает фраза, так полюбившаяся сотрудникам ГИБДД - «не справился с управлением». И эта универсальная формулировка вполне применима, как для вчерашних выпускников автошколы, так и водителей с большим водительским стажем.

При возникновении нестандартной, или того хуже аварийной ситуации, которую невозможно было спрогнозировать, в подавляющем большинстве шансы водителя не зависимо от стажа и пола, будут равны перед надвигающейся опасностью. С той лишь разницей, что у кого-то

,автомобиль оснащен системами активной безопасности (подушками и прочими электронными «удавками»), а кто-то довольствуется обычным ремнём безопасности (дай бог памяти, когда его использовали и где он находится).

Равны, потому что нет устойчивых, рефлекторных навыков действия у водителя для выхода из

.подобного рода нестандартных ситуаций. В лучшем случае - тормоз в пол, а там как повезёт... Но практика доказывает, что везёт далеко не всем. Выигравших - единицы. Это напоминает игру в казино. Только в нашем случае игра идёт не только на деньги, но и на человеческие жизни.

С точки зрения психологии всю водительскую «братию» попавшую в аварийную ситуацию можно условно поделить на 3 группы:

1 группа водителей подвержена так называемому «двигательному параличу», когда чувство страха полностью сковывает действия водителя (не рукой не ногой двинуть не возможно).

2 группа водителей подвержена так называемому «двигательному хаосу» (педали жал, руль крутил, даже стекло успел протереть - ничего не помогает).

3 группа - очень малочисленна. В неё входят водители, в арсенале которых имеются уникальные по своей композиции и сущности приёмы, позволяющие преодолевать практически любые критические ситуации.

Существует ещё одна группа - «нулевая», когда водитель, испытывая сильный стресс, страх, отказывается от управления автомобилем - закрыв глаза, прижав руки к груди, ноги поджав под себя, принимая позу эмбриона.

Но статистика это наука. А у нас с вами, у тех, кто за рулём, ежедневная практика.

И это не наша вина, что мы по большей части пасуем перед лицом мгновенно развивающееся критической ситуации. Потому как нет практики по выходу из таких ситуаций, нет психологической устойчивости. Практиковаться же, на дорогах общего пользования, по меньшей мере, глупо.

А количество лет проведённых за рулём (к вопросу о водительском стаже) говорит только об одном - более точный прогноз на предстоящее развитие событий на дороге. Такой водитель, имея хорошее «чувство автомобиля» заблаговременно снизит скорость, выберет удобную полосу движения для более хорошего просмотра, заблаговременно перенесёт правую ногу на педаль тормоза и сумеет просчитать действия других водителей по манере их поведения на дороге. Но на этом у большинства мастерство заканчивается.

В экстренной ситуации, когда расстояния «сжимается» до предела, когда нет времени на поиск правильного решения, когда правильный или точный прогноз был просто не возможен по ряду причин, водитель, умудрённый опытом, сравняется в мастерстве с начинающим водителем.

Трудно в это поверить? Обратимся к статистике.

Подавляющая масса ДТП, если рассматривать их с точки зрения тяжести последствий и непосредственных участников, происходило по вине или при участии водителей со стажем 10 и более лет безаварийной работы. О формулировке - «не справился с управлением» можно вам не напоминать.

Как же так? 10 лет справлялся, а тут не справился? Наверное, всё дело в завышенной самооценке и излишней самоуверенности? И в этом тоже. Но это, больше вопросы психологии.

Одной из важнейших составляющих водительского мастерства является понимание того, что автомобиль живёт по законам физики, а все мы по законам физиологии. Правильно совмещать эти два понятия удаётся далеко не каждому кто садится за руль, с упоением нажимая педаль газа, или от страха «вколачивая» тормозную педаль в пол.

А если мы добавим эмоции, то в результате получим такую разобраться, только находясь в «комфортной зоне» скорости предстоящую дорожную ситуацию. Спокойно и не торопясь.

Специалисты, связанные с безопасностью движения утверждают, что на одном километре дороги существует до 100 факторов, влияющих на принятие решения тем или иным водителем. И пока всё хорошо - комментарии не требуются. Но как только водитель допускает ошибку в оценке ситуации, он тут же попадает из «зоны комфорта» в «зону риска». Именно в «зоне риска», очень короткой по времени, решается вопрос его безопасности.

Что делать? Нажимать педали или поворачивать рулевое колесо? Или делать то и другое одновременно? И в какой последовательности? А может в начале все же повернуть, а потом, нажать?

В том случае, если «ответы сошлись» дальнейший комментарий излишен. Но что-то не часто они «сходятся» учитывая неуклонный рост ДТП.

Если «ответы не сошлись» и ситуация становится более тревожной - мы тотчас попадаем в «критическую зону». Здесь нужно иметь колоссальное самообладание, помноженное на невероятное мастерство, чтобы разрядить аварийную ситуацию. А это, под силу единицам. И эти три фазы характеризуют любую нестандартную ситуацию. Находился ли водитель в общем потоке автомашин, или только его автомобиль начинает терять устойчивость или управляемость (хуже, когда и то и другое одновременно).

В нашем случае, как в медицине - гораздо легче погасить развитие ситуации в самом начале отточенными действиями с органами управления, чем потом фактически «бороться» со своим автомобилем за собственную безопасность.

А времени для принятия правильно го решения (иногда единственного) остается очень мало или практически уже нет.

Добавим в эту картинку несколько штрихов - скорость и эмоции.

В результате получаем такой огромный объем информации, начав обработку которой, наша голова «зависает» и мы «во спасение» нажимаем на тормозную педаль. Вспомним жирные следы на асфальте - результаты экстренного торможения. Именно так расписывается водитель в собственном бессилии и отказе от управления своим автомобилем.

Где же выход из этой безрадостной ситуации, нарисованной в самом начале?

Выход один - учиться!!!

Учиться необходимо всем кто садится за руль автомобиля.

Учиться - бороться за жизнь своего автомобиля, и за свою собственную.

Учиться - чтобы при обрести устойчивое «чувство автомобиля».

Учиться - пересиливать страх и ужас перед лицом возникшей опасности.

Учиться - прогнозировать поведение автомобиля в разных ситуациях и на разном дорожном покрытии.

Учиться умению, максимально использовать конструктивные возможности своего автомобиля (а они гораздо выше возможностей среднего водителя) для обеспечения максимальной безопасности.

Учиться - бороться за собственную безопасность с помощью органов управления по отточенному алгоритму поведения с ними. Иными словами - на рефлексах.

Учиться - чтобы приобрести самый дефицитный на сегодняшний день товар - навыки и умения, позволяющие безопасно управлять автомобилем на любом покрытии, и в любой критической ситуации, а также тотчас исправлять ошибки в прогнозе предстоящих событий.

Безопасно водить автомобиль невозможно - рано или поздно эта конструкция, построенная на прогнозе, и чуть-чуть на навыках, помноженных на интуицию - разрушится как карточный домик.

Напротив, безопасно управлять автомобилем можно, так как это некий сплав знаний (о вариантах поведения автомобиля, в различных нестандартных ситуациях включая тип привода и тип трансмиссии) и умений (рефлекторных реакций с органами управления), а так же ­хорошо поставленного «чувства автомобиля». И постичь эту науку по силам каждому.

Конечно, в рамках журнальной публикации не возможно отразить все вопросы, связанные с безопасностью во взаимоотношениях водителя и автомобиля. Это скорее попытка обозначить проблему.

Но тех, кто не остался равнодушным к представленному материалу, для кого безопасность на дороге - не пустой звук, как в прочем и безопасность близких и окружающих его людей - мы ждём в Иркутском Центре Высшего Водительского Мастерства.

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.