Вождение или управление.
Этой публикацией, уважаемый читатель, Иркутский центр высшего водительского мастерства открывает серию статей и материалов, связанных с безопасным управлением автомобиля в критических и аварийных ситуациях.
Сначала нам с вами необходимо разобраться что такое безопасность, из каких элементов она складывается. Их достаточно много. Это конструктивные особенности автомобиля с его техническим состоянием, качество дорожного полотна, по которому он передвигается, скорость, погодные условия, психоэмоциональное и физическое состояние водителя, действие других участников движения и многое другое. И каждый из этих элементов по своему важен. Влиять на большинство из них можно только косвенно и в очень узких пределах. Единственно важным элементом в этой системе безопасности на который можно повлиять это мы сами. А точнее те навыки и умения которые позволяют компенсировать ошибки в прогнозировании дорожной ситуации. Специалисты в этой области утверждают, что на 1км пути количество всевозможных изменений может доходить до 100. Если к этому прибавить элемент скорости, то получается довольно большой объем информации, который в критической ситуации может просто "зависнуть" у нас в голове, его просто невозможно обработать чтобы найти правильное решение. Временной отрезок очень короткий, и необходимо принять решение. Именно в этот момент включается наша рефлекторная память. Если навыка и арсенала приемов достаточно, вы разряжаете возникшую критическую ситуацию согласованной работой органами управления автомобилем, даже не задумываясь об этом.
А если умения недостаточно? Плюс определенная стрессовая нагрузка, которая вызывает "двигательный паралич" (проблема пассивных рук) или наоборот "двигательный хаос" - аварии не избежать.
Поговорим о прогнозе возникающей дорожной ситуации. Существует целая армия водителей, профессионалов и любителей, которые прогнозирование дорожной ситуации в обеспечении безопасности поставили бы на первое место. Многолетний стаж безаварийного вождения многих из них служил бы доказательством этому. Если не одно "но". В статистике по ДТП, особенно в части тяжелых аварий с летальным исходом, мы увидим одну очень интересную деталь. Виновниками этих аварий становятся водители со стажем вождения 10 и более лет. Что это? Завышенная самооценка своего мастерства, или допущенная ошибка в прогнозировании дорожной ситуации. Фраза из сводок о ДТП "не справился с управлением" не отражает сути. Как так? 10 лет справлялся, а теперь не справился?
Причины могут быть разные, но хотелось бы отметить главную - на прогнозе, какой бы он не был точным и правильным безопасно управлять автомобилем нельзя. Рано или поздно прогноз даст сбой, или по объективным причинам будет просто невозможен. Тогда в силу вступает скорость развития событий и умение разряжать критическую ситуацию с помощью органов управления автомобилем. Найдутся читатели, которые возразят:" Мы ездим медленно, тихо." Однако смеем вас заверить что и на 40км/ч перевернуть автомобиль на сухом асфальте не представляет большого труда. А передвижение в потоке машин со скоростью меньшей,чем у всех создает предпосылки к возникновению неординарных дорожных ситуаций, которые не всегда заканчиваются благополучно.
Безопасно водить автомобиль - нельзя! Безопасно управлять им можно! Почувствуйте разницу.
Это доказали более 15 тыс. водителей прошедших подготовку в Московском центре высшего водительского мастерства под руководством заслуженного тренера России, профессора Э.С.Цыганкова, за более чем 25-летнюю историю.
Безопасно управлять автомобилем можно только на отточенном умении и навыках - другими словами на рефлексах. Которые в свою очередь являются итогом работы очень сложного механизма, состоящего из органов восприятия, ассоциативной и рефлекторной памяти, помноженного на психоэмоциональный фактор того или иного человека. Именно на активизации этого процесса в критических и аварийных ситуациях построен метод обучения в Московском центре, и Иркутский центр тому не исключение.
У некоторых читателей может возникнуть впечатление, что наш центр готовит "Шумахеров", которые будут наводить ужас и вносить беспорядок в без того нестройные ряды водителей и пешеходов нашего города. Это не так.
Главной и основной задачей мы считаем - не ломая психоэмоциональный портрет водителя, внести в его арсенал те приемы и технологии, которые в критической ситуации позволят найти правильное решение, и оказаться на высоте. Сложность обучения состоит в том, чтобы сломать у человека сложившийся стереотип действий в критической ситуации. У большинства водителей он рефлекторно выражается в торможении с блокировкой колес ("вколачивание педали тормоза в пол"). Как результат - длинный черный след на асфальте. А там как повезет. Либо торможение об чей-то автомобиль, либо автомобиль на крыше. По мнению центра, человек расписывается в собственном бессилии и отказе от управления. Специалисты в области безопасности дорожного движения и автоспортсмены неоднократно доказывали, что 80% ДТП можно было избежать, а 20% пострадать незначительно, в случае если водитель в первоначальной фазе развития критической ситуации предпринял активные действия, по психологическому восприятию прямо противоположные создавшейся ситуации. Навыки и умения которые каждый из нас накапливает в процессе вождения, когда нет оснований для беспокойства, в аварийной ситуации могут сыграть злую шутку. Это движение "накатом", переключение передач на дуге поворота, небрежное руление одной рукой открытым хватом, а то и просто пальчиком, доворот руля на дуге поворота и многое другое. Изо дня в день используя эти приемы и приемчики мы обрекаем самих себя на беззащитность в критической ситуации.
Руки сплетаются в узел, когда необходимо быстро среагировать на глубокий занос, тяги у двигателя нет, необходимая передача не включена и т.д. В большинстве случаев водитель не только не разряжает ситуацию, он еще больше ее усугубляет. Только умелые и отточеные действия (некоторые на первый взгляд парадоксальные) помогут погасить в зародыше критическую ситуацию. Здесь как и у медиков - "легче предупредить чем лечить". И многолетний богатейший опыт спортсменов-раллистов тому доказательство.
Именно отработке устойчивых навыков скоростного руления посвящен первый этап обучения на тренажерной подготовке. Дается теоретическое понимание процессов связанных с управлением, а также с их последствиями.
Второй этап - практические занятия на автодроме, с отработкой приемов скоростного руления в реальных условиях. Габаритная подготовка, экстренное маневрирование, построение правильной траектории при скоростном прохождении поворотов, заносы, вращения, полицейские развороты и многое, многое другое. Мы будем моделировать критические ситуации и учиться их преодолевать. Согласитесь лучше ошибиться без последствий на тренировке, чем в условиях дорожного движения.
В следующих публикациях мы более подробно остановимся на конкретных действиях водителя при возникновении той или иной критической ситуации.
Читателей заинтересованных в собственной безопасности, а также в безопасности родных и близких ждем на наших занятиях.
Удачи на дорогах!
Иркутский Центр Высшего Водительского Мастерства.