Поиск: 
     
   Регистрация   
 
Подари безопасность своим близким, любимым и родным..
Доставка в любую точку города.

 

График формирования групп 

По программе "Габариты и паркинг"

 

График формирования групп.
По программе "Азбука вождения"

Тормоза придумали трусы?!!!

 

Бойся выброса тормозного парашюта!


Педаль тормоза в автомобиле это одновременно безопасность и опасность. Почему? На скорости до 40 км/ч педаль тормоза безопасна, если вы движетесь прямо, а под колесами сухой асфальт. Во всех других ситуациях именно с нее, при неумелом обращении начинаются все проблемы.

По мнению специалистов, маневр торможения является наиболее значимым для безопасного управления автомобилем. Он позволяет компенсировать последствия многих ошибок в прогнозировании скорости, дистанции, развития дорожно-транспортной ситуации. Трудность его выполнения является одной из основных причин возникновения ДТП с тяжкими последствиями. Маневр, предназначенный для повышения безопасности, может выходить из-под контроля водителя и приводить к потере устойчивости и управляемости автомобиля вследствие блокирования колес при интенсивном торможении, особенно при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой.

Разберем три основных вида торможения, конечный эффект которых частичная или полная остановка автомобиля. Это торможение рабочим тормозом, двигателем и комбинированный способ (включает в себя два предыдущих).

Казалось бы, первый вид всем понятен и не требует пояснений, однако сделаем оговорку: тормозить можно не только правой ногой, но и левой(!). Причем этот способ особенно актуален для автомобилей с передним приводом. Для чего спросите вы?

У спортсменов раллистов есть такой прием, который называется газ-тормоз. Суть в следующем. При нажатой педали газа, левой ногой мы притормаживаем автомобиль, и тяга на передних колесах не дает заблокироваться колесам, особенно на скользкой дороге или в условиях высоких скоростей под 200 км/ч (езда с такой скоростью сродни езде по льду, вследствие динамического коэффициента сцепления шин с дорогой, чем выше скорость, тем меньше колеса цепляются за асфальт). Мало того умело применяя этот прием можно создать подруливающий эффект задней оси без использования ручного тормоза. В скандинавских странах это прием изучают и применяют уже на начальном обучении в автошколах.

Торможение двигателем можно применить либо сбросив газ, либо включив понижающую передачу, причем последний наиболее действенный. Нужно отметить, что и АККП позволяет применять этот прием. Для этого нужно перевести селектор из положения D в 2 или L. Однако следует заметить что пользоваться таким приемом можно на скорости 60 км/ч и ниже!

Комбинированный способ, пожалуй, самый безопасный, особенно в зимнее время и при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой (гравий, мокрый асфальт).

На самом деле способов торможения более 140 (!) видов. Это торможение вращением, соскальзыванием, контактное, силовым скольжением, заносом и пр., но мы разберем основные подвластные овладению ими обычному водителю.

Экстренное торможение - применяется при дефиците времени и расстояния, необходимом для замедления и остановки автомобиля. Пример экстренного торможения: выскочивший на дорогу пешеход. Не путать с аварийным торможением, когда выходит из строя тормозная система автомобиля, и тормозить приходится ручным или стояночным тормозом. Хотя существуют способы замедления и остановки с помощью руля и педали газа (!), но это тема отдельного разговора. В большинстве случаев применение экстренного торможения обусловлено необходимостью создания максимального замедления автомобиля. Чаще всего блокирование возникает на самых разгруженных задних колесах. Для предотвращения этого, многие автомобили оборудованы устройством для снижения тормозного усилия на задние колеса, при ненагруженном а/м. Если вы меняли тормозные колодки своего автомобиля, то помните что задние колодки меняются в два раза реже, нежели передние. Блокировка колес при торможении в подавляющем большинстве нарушает стабилизацию автомобиля, затрудняет, и полностью исключает возможность управления им, и как следствие еще больше усложняет ситуацию. Совместное торможение рабочим тормозом и двигателем может в значительной степени снизить блокирующий эффект, а следовательно, повысить управляемость а/м при экстренном торможении.

В отличие от служебного торможения (притормаживание с небольшим замедлением) экстренное предъявляет жесткие требования к избирательному варианту действий водителя при выполнении маневра. Основная сложность в том чтобы не допустить блокировку колес, и тормозить на грани. Немаловажным фактором, правда еще недостаточно изученным, является «механизм страха», связанный с рефлекторной деятельностью в экстремальных условиях, его еще называют двигательный паралич. Чем ближе препятствие, тем сильнее водитель давит на педаль тормоза (педаль в пол), что часто приводит к ДТП.

Однако человечество не стоит на месте и сегодня многие обеспеченные водители приобрели а/м, оснащенные АБС (антиблокировочная система). Суть системы состоит в том, что при торможении, она десятки раз в секунду измеряет скорость вращения каждого колеса и если какое-то колесо перестает крутится АБС ослабляет идущее на него тормозное усилие. Кто ездил на подобных а/м знает, что при резком торможении педаль тормоза начинает двигаться толчками. Это срабатывает система, она способна посылать импульсы на тормозные механизмы колес до 12 в секунду. Для сравнения у выдающихся гонщиков 8 импульсов. АБС помогает водителю сохранять устойчивость и управляемость, исключая блокировку колес, что особенно важно в условиях скоростного прохождения поворотов и при экстренном маневрировании.

Но как и у всякой медали есть обратная сторона. На переднеприводных а/м АБС исключает возможность применения приема «газ-тормоз»(на нем мы остановимся подробнее чуть позже), позволяющего поворачивать а/м в условиях скользкой дороги при управляемом скольжении задней оси. Минус АБС еще в том что она исключает возможность применение приема «загрузка».

Загрузка и разгрузка это распределение массы автомобиля на переднюю либо заднюю ось, правую или левую сторону а/м. Продольная и боковая. Этот прием важен при скоростном преодолении неровностей. Когда необходимо сжать пружины подвески до препятствия и воспользоваться их реакцией чтобы избежать удара. Необходимо отметить также что АБС прекращает работу при скорости ниже 5км/ч и водитель не может точно сказать где остановится его автомобиль т.к. тормозит система, это особенно чревато на тяжелых автомобилях при подьезде например к дому на стоянку, покрытую льдом. Казалось машина уже почти остановилась, отключается АБС колеса блокируются и ваш автомобиль скользит как на лыжах и врезается в ограждение. Есть еще негативный психологический момент, когда на скорости выше 130км/ч на скользкой дороге особенно на летних шинах водитель начинает тормозить и первое мгновение ощущает пассивность АБС. Это связано с тем что прежде чем начать интенсивное торможение АБС тестирует дорогу определяя ее скользкость. Даже такой маленький, можно даже сказать микроскопический отрезок времени вызывает у человека стресс. При торможении на дороге с неоднородным покрытием АБС снимает тормозное усилие с колеса имеющего недостаточный коэффициент сцепления с дорогой и водитель неожиданно для себя ощущает потерю тормозной динамики.

На основании этого можно сделать вывод, что АБС не предназначена для преодоления критических ситуаций, ее лучше рассматривать как профилактическое средство, позволяющее исключить грубую ошибку водителя.

У опытных водителей имеется множество приемов, соответствующих степени опасности, но основа безопасности – это подготовка к тому или иному маневру. Рассмотрим пример:

Объезжая автобусную остановку со стоящим на ней автобусом, имеется вероятность наезда на пешехода, выскочившего перед а/м. Водитель должен предполагать что существует такая опасность, тем более что автобус создает для обзора мертвую зону. Если для новичка это – тревожное состояние, то для опытного водителя – это сигнал для начала подготовительных действий. Водитель действуя с опережением создает себе запас безопасности и возможность подготовится к экстренным действиям. Например убрать ногу с педали газа и перенести ее на педаль тормоза, начать подтормаживать не прилагая большого усилия. В реальных ситуациях это время переноса ноги может укоротить тормозной путь от 2-5 метров, в зависимости от скорости.

Поэтому чем ниже квалификация водителя тем раньше и с большим опережением должны начаться подготовительные действия, когда времени нет все действия требуют автоматизма, даже мелкие ошибки могут создать большие проблемы.


Теперь остановимся на арсенале приемов торможения среднестатистического водителя:

1.Плавное торможение (с постоянным усилием).

2. Плавное торможение (с нарастающим усилием).

3.Резкое (обычно с гарантией блокировки колес).

Самая частая и основная ошибка – блокировка колес. Наша задача выработать у вас чувство и приемы торможения, которые позволяют избежать этой ошибки.

В арсенале водителя-профессионала (не путать с большим стажем) кроме стандартных вышеперечисленных имеются еще 10-12 для разного покрытия, неровностей, льда. А у гонщиков экстра-класса их более 140. Кроме того у профессионалов сильно развито чувство потери устойчивости а/м, прогнозирования поведения а/м в ответ на применяемые приемы.

Для того чтобы избежать критических ситуаций при торможении, особенно на неровностях придерживайтесь следующих правил:

  • не тормозите с постоянным усилием, лучше импульсами.

  • избегайте длительных тормозных усилий, растормаживая колеса при возникновении блокировки

  • ослабляйте или прекращайте торм. усилие при контакте передних колес с препятствием.

  • не забывайте корректировать траекторию движения при растормаживании.

  • усиливайте тормозные импульсы по мере снижения скорости

Торможение с постоянным усилием представляет определенную опасность даже для опытного водителя. Это прежде всего психологический фактор. Поэтому импульсное (ступенчатое) торможение всегда безопаснее, т.к. уменьшается вероятность грубой ошибки и блокировки колес. Хотя теоретически не в полную силу используются тормозные механизмы колес.

Начинать тормозить лучше всего короткими по продолжительности импульсами, особенно когда скорость высока. Следующие тормозные импульсы можно увеличивать по времени, т.к. чем ниже скорость тем позже возникнет блокировка. Это связано с динамическим коэффициентом сцепления на который существенно влияет скорость а/м. Спортсмены-автогонщики подтвердят что движение со скоростью выше 200км/ч можно сравнить с ездой по льду, даже самая маленькая ошибка приводит к проблемам.

Начиная плавное торможение, при малейших ошибках нужно переходить на ступенчатое, а не пытаться еще сильнее нажимать на педаль тормоза, хотя это непросто психологически.

Снижение скорости на дуге поворота достаточно сложная задача, тем более что стандартный подход к торможению не обеспечит безопасность. Так как ближние т.е. внутренние к повороту колеса разгружены, а наружные т.е. упорные нагружены вследствии действия центробежной силы и как следствия крена. В случае стандартного подхода к торможению легко блокируются разгруженные колеса и а/м либо теряет управление, либо переходит во вращение. Нетрудно представить что последует дальше.

А секрет тут простой. Самое главное не допустить блокировку колес, а это достигается не интенсивным осторожным торможением. Помните как ходит кошка? Прежде чем поставить лапу она пробует место. Однако снижение скорости при таком торможении всего от 5-20 км/ч. Лучше выполнять этот прием левой ногой. Т.е. не убирая правую ногу с педали газа, поддерживая постоянные обороты аккуратно тормозить левой ногой. Двигатель не позволит колесам заблокироваться. Стоит однако отметить что этот прием опасен для поворотов с неоднородным покрытием (лед, песок, лужа и т.д.).

И еще несколько рекомендаций для тех, кто ступает на скользкую зимнюю тропу нашего широкомасштабного полигона неровностей коим является дорожная сеть России:

  • обратите внимание на посадку, плотнее прижимайтесь к спинке сидения – это ваш друг, который подскажет вам раньше всех потерю устойчивости, начало срыва в занос. Эти вещи легче предотвратить на ранних стадиях одним, двумя приемами, нежели потом потребуется целая серия отточенных и доведенных до автоматизма приемов.

  • постоянно держите обе руки в симметричном секторе РК, для того чтобы мгновенно среагировать на занос.

  • оживите навыки импульсного торможения: еще до зимы тренируйте правую ногу тормозить импульсами, а не постоянным усилием, не забывайте и про левую ногу.

  • оживите навыки торможения двигателем, переключая передачи вниз до 2 (комбинированное торможение)

  • усильте возможность торможения на а/м с автоматом: по ходу торможения включайте механизм понижающей передачи, на скорости ниже 60км/ч включайте 2 передачу.

  • и конечно шины по сезону, особенно для автомобилей оборудованных АБС.

Необходимо всегда помнить о том, что автомобиль управляем только с вращающимися колесами!


 











Наши координаты:

Иркутск, ул. Поленова 18"А" офис 301 

Время работы офиса: пн - пт. с 10.00 - 18.00

Телефоны: (3952) 56-02-51

                       8-924-710-40-18 WhatsApp, telegram, viber.

icvvm@mail.ru

icvvm2004@ya.ru

(на карте города)

 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.