Есть такой расхожий анекдот: машину купил, права купил, а ездить - не купил.
Многие из нас, по-честному отучившись в автошколе, сдав экзамены и обзаведясь, наконец, вожделенным железным конем, понимают, что брать его под узды страшновато и сложновато. Опыта не хватает. В аварию страшно попадать.
Да и те, кто колесит по дорогам уже не первый год, иногда, оказавшись во «внештатной» ситуации, осознают, что говорят со своим автомобилем на разных языках и не могут понять, почему машина повела себя совсем не так, как хотелось водителю. Слишком длинным был тормозной путь, как-то неожиданно закрутило на гололеде или мокром асфальте, и вот результат: в передний капот, как нож в масло, вошло дерево, мирно росшее на обочине, а смертельно обиженная машина не подлежит восстановлению.
Есть еще один известный анекдот про прокладку между рулем и сиденьем, подлежащую замене. На самом деле необходимости в замене нет, если она (прокладка) – то есть водитель согласен вступать в диалог со средством собственного передвижения. Все просто: водитель и автомобиль живут по разным законам. Первый – по физиологическим. Второй – по физическим. Автомобилю на физиологические законы глубоко наплевать, вряд ли его волнует острота зрения и скорость реакция собственного владельца. А вот человек, должен разбираться в физических законах, по которым живет автомобиль, и научиться управлять им. Управлять, а не водить. Это, оказывается, разные вещи. Водить автомобиль – это в какой-то степени ему подчиняться. Управлять – значит точно знать, что вам нужно получить от транспортного средства, и дать ему правильную команду по его законам.
По крайней мере, так говорят лицензированные судьи Российской федерации по автомобильному спорту, основатели школы высшего водительского мастерства в Иркутске Сергей и Алексей Степановы. Два года назад судившие многие автомобильные соревнования в регионе и считавшие себя вполне профессиональными водителями, братья Степановы поехали в столицу в Московский центр высшего водительского мастерства. И поняли, что им есть чему поучиться. Сначала они прошли курс для водителей, затем курс для инструкторов.
После месяца напряженных занятий Сергей и Алексей вернулись в наш город и открыли здесь свою школу для водителей, которые хотят научиться идеально, чувствовать свой автомобиль, рефлекторно выходить из экстремальных ситуаций и понять свой скоростной предел.
- К нам нередко приходят автомобилисты, с просьбой научить их экстремально ездить, - рассказывает Сергей Степанов. – Но мы не преподаем сомнительное мастерство лихачить на дорогах – ученики нашей школы постигают науку с честью выходить из опасных ситуаций, а не провоцировать их. Поэтому потенциальным экстремальщикам сразу советуем: выезжайте в центр города в час пик – адреналина получите немеряно!
Сергею Степанову отец дал в руки руль, когда мальчику не было и шести. В восьмом классе Сережа стащил у папы ключи и всю ночь катался с друзьями на семейном «Москвиче 408». Потом был «УАЗик» старшего брата – уж он-то и стал самым лучшим тренажером для братьев, души не чаявших в автомобилях, - прошел с ними огонь и воду.
- Вам пришлось судить не мало местных соревнований. Что можно сказать об их участниках? Хватает им водительского мастерства?
- Не хочется никого обидеть, но на наших соревнованиях водители, за редким исключением, соревнуются не друг с другом, а с собственным автомобилем. Это происходит во многом потому, что все ездят примерно на одном уровне. Спортсмен может расти только тогда, когда ему есть к чему стремиться. Для этого недостаточно участвовать и даже побеждать в региональных соревнованиях. Важно выезжать в другие регионы и соревноваться с другими людьми на других дорогах.
- По какой причине люди приходят в вашу школу?
- По разным причинам. Кто-то заразился примером других, увидел, что человек, отучившийся у нас, ездить здорово, красиво, уверенно и в то же время размеренно. Кто-то приходит после аварии, боясь сесть за руль без дополнительной подготовки. Женщины нередко приходят после автошкол – экзамены вроде сдали, а за руль садиться страшно. Вообще женщины более благодарные и самокритичные ученицы. Они могут спокойно признать, что не умеют ездить. Мужчины, конечно, самоуверенней немного, некоторые говорят: «Чему вы нас может научить?» но уже на втором теоретическом занятии очень внимательно слушают, а уж когда дело доходит до практики, всем приходиться попотеть.
- Бывают совсем непутевые ученики?
- Рано или поздно каждый человек понимает, чего хочет от своего автомобиля, машина начинает беспрекословно слушаться, занос становиться управляемым. У нас на практических занятиях ученики каждый день один час находятся в заносе, упражнение такое есть «занос-выравнивание», и его оттачивают до автоматизма.
- Когда вы понимаете, что не зря человек к вам пришел?
- В какой-то момент мы видим: человек понял! Он начинает делать все уверенно, и осознано, и здесь у нас другая задача – притормозить его, рассказать про скорость, что при её повышении все происходит гораздо быстрее и можно не успеть среагировать. И вот именно сейчас ученик должен понять свой предел скорости, то есть что, например, при 120 километрах в час он уже не сможет ничего сделать при надвигающейся аварии просто по физиологическим причинам, даже отучившись в школе высшего водительского мастерства. По-умному это называется приведение в соответствие водительской самооценки и реального уровня мастерства.
И если человек понял этот свой предел, значит, половину своей работы мы уже сделали, значит, человек будет ездить размеренно.
- То есть медленно?
- Нет, не медленно, а размеренно. Уверенно и спокойно.
- Ваши ученики попадали в аварии?
- Конечно, отследить всех отучившихся у нас мы не можем. Возможно, кто-то и попадал. А вот те, кто от аварии уходил, обычно к нам потом приезжают и благодарят. Не так давно девушка ушла от столкновения с маршруткой. Применила прием, который мы разучиваем на наших уроках, - «экстренный объезд препятствия». Резко руль влево и обратно на свою полосу. Говорит, я даже ничего подумать не успела, руки сами все сделали, рефлекторно. ДТП ведь обычно происходит за какие-то секунды или даже за доли секунды. Пока вы будете думать, как ситуацию предотвратить, она уже произойдет. Поэтому нужно действовать, а не думать. Думать лучше заранее.
- А в соревнованиях ваши ученики учувствуют?
- Да, вот в прошлом году на гонках 23 февраля первое место и среди мужчин, и среди женщин заняла девушка, наша ученица со стажем вождения полтора года, на своем автомобиле «Тойота Спринтер». Её муж, тоже отучившийся в нашей школе, занял третье место.
-Слушайте, а чего вообще мелких аварий бояться? АБС-ка и полный привод спасут на гололеде, страховка убережет от непредвиденных трат…
- Вы так говорите, думая только о себе и о своем автомобиле. А пешеходы? А время, затраченное на ожидание работников ГИБДД? О тех, кто будет стоять в создавшейся по вашей вине пробке, вы подумали?
Что касается всяких антиблокировочных систем – вы знаете, что на скользком покрытии АБС увеличивает тормозной путь? Обычно на автомобилях своих учеников на время практических занятий мы отключаем АБС – просим попробовать ездить с ней и без неё. Ведь существует 140 способов торможения. АБС рассчитана на неподготовленных водителей и на идеальные дороги, в любом случае, человек полностью надеться на неё, а вдруг откажет техника? Большинство наших учеников уезжают от нас с отключенной антиблокировочной системой.
- Я поняла так: люди у вас на своих машинах учатся?
- Конечно, а вы на каком автомобиле потом ездить-то будете? На своем или на нашем?
- На своем.
-Так на своем и нужно учиться.
-И ученики не против?
- На самом деле, многие сначала желают учиться на автотранспорте школы. Бояться за свои автомобили. Но перевернуть автомобиль, разбить его – много ума не надо. Много адреналина, испуганные глаза и полное непонимание происшедшего. Мы несем материальную ответственность за личные автомобили наших учеников. Аварий на автодроме у нас не бывает. Мы все держим под контролем.
-Вы сидите в автомобиле рядом с учеником?
- Нет. Общаемся посредством радиосвязи.
- Люди, каких категорий у вас учатся?
- Если говорить о возрасте, то от 18 до 60 лет. Если о профессиях – это и охранники, и личные водители, но в основном, конечно, люди разных профессий, просто владельцы личного автотранспорта. Сейчас у нас проходят обучение представители силовых структур и ведомств.
Алла АКСЕНОВА